Введение в теорию базисов

Базисы – конструктивистский инструмент рассмотрения эволюции процессов. Сам инструмент базируется на следующих предпосылках: природе приписывается свойство цикличной, поступательной эволюции; она рассматривается как волновое пространство, где всякая работа – это резонансное взаимодействие, а всякая наблюдаемая структура – волновой пакет некоторой плотности; цикл различим и осознаваем только в ряду подобных: до того, как цикл замкнут вниманием, внимание движется линейно через стадии цикла; в зависимости от того, на сколько фаз мы потенциально можем делить (различать) или фактически делим цикл, зависит форма нашего понимания и эффект от управления процессом.

Модусы внимания к процессу, отсортированные по количеству (разнообразию) стадий, называются базисами. Чем больше арность базиса, тем более детально осознаётся процесс, тем больше контроля над ним можно получить, и в то же время — тем больше силы нужно тратить на поддержание различающего внимания. Теория базисов есть вариант теории чисел, у которой есть развитые аналоги в других культурах: китайская и кабалистическая нумерология, пифагорейская и современная математическая теория чисел и пр. Вопрос по соотношению теории базисов с этими нумерологическими доктринами открыт.

0-базис

Он же – перцептивный нуль, состояние неидентификации, или точнее — негативной неидентификации. В китайской философии, по-видимому — Хунь Дунь, «изначальный хаос». Так же, как и математический нуль изначально не считался числом, а лишь обозначал отсутствие оного, состояние негативной неидентификации – абстракция  отсутствия состояния, призванная решить синтаксический парадокс вида «сколько яблок в корзине, когда там нет яблок?» в отношении различения: «что различается, когда не различается ничего?». Отсутствие идентифицируемого процесса. 0-базис фиктивен, и сам по себе бесполезен, но важен для построения корректных синтаксических конструкций в купе с остальными. Также, термин «состояние неидентификации» может служить ссылкой на определённую фазу практического управления идентификацией, это самый низкозатратный телеономический процесс – отказ от всякого различения.

1-базис

У китайцев – У-цзи, «безпредельность»; в Кабалле  – Абсолют, «безличный принцип Бога». Состояние позитивной неидентификации, то есть констатация наличия сигнала без возможности определить какую-либо градацию. Восприятие процесса в неразличимой целостности; тотальное единство.

2-базис

Различение с минимальным разнообразием; самый экономичный базис для построения устойчивого управления, основанного на различении, например, алгедоническое регулирование. У китайцев – Тай-Цзи, «великий предел», с противоположностями Инь-Ян; в Кабалле – деление на «дух» и «материю».

Диалектика – попытка объяснить мир формулами по основанию 2. Телеономический метод превозходит диалектику не только потому, что вводит инструменты понимания более высоких арностей, но и потому, что вводит рефлексию самого базиса, как метаконструкции по отношению к методу.

3-базис

Тернарный базис даёт первое превозхождение, добавляя телеономическую ось для оппозиции 2-базиса. Целеполагание активной оппозиции задаёт направление работы, производимой противоборствующими сторонами: любая система (минимум — из двух разных/различимых потенциалов) открыта, энергия поставляется извне системы, а произведённая работа уходит за рамки системы. Тернарный базис нужен для построения управления на целесообразной оппозиции, организацию превозхождения противостояния: Мужчина и Женщина дают Ребёнка, Добро и Зло творят мир, Земля и Небо породили Человека и т.д. Графически 3-базис можно представить, как монаду Инь-Ян, в центре которой выставлена ось вращения, перпендикулярная плоскости их взаимодействия.

Тройственная система – минимально возможная и максимально экономичная целеориентированная эволюционирующая система. Каждый следующий n-арный базис, по-видимому, можно интерпретировать, как n-1 арный базис с выставленной телеономической осью. Количество и сложность интерпретаций базисов быстро растут с арностью, потому из остальных опишем лишь особо важный 5-базис.

5-базис

Четыре стороны + ось вращения; пять экстремумов человека (две руки, две ноги, голова), пять пальцев рук связываются с человеческой мерой манипулятивного внимания к миру. У китайцев – У-син, «пять первоэлементов»: Вода, Дерево, Огонь, Земля, Металл. В европейской инженерной культуре — десятки интуитивно найденых пятёрок с почти идентичной эволюционной структурой.

Вводить канонические имена для компонентов 5-базиса — занятие опасное, т.к. привносят в восприятие специфичные семантики, в то время, когда сами категории предельно общие и от всякой специфики избавлены. Выстраивание 5-базиса для какой-то более конкретной ситуации может быть сделано различными целесообразнымм способами, и тут даже небольшие различия в целях конструирования базиса или люфт семантик могут разместить различные термины на тех или иных местах. Поэтому, канонических имён для компонентов базиса принципиально не устанавливается.

Для теоретического удержания можно использовать псевдонимы. Например, те же У-син или некую структуру с терминами западной науки, столь же неуклюжую, как и прочие:

  1. Присутствие/Существование;
  2. Накопление/Вариация;
  3. Упорядочивание/Организация;
  4. Отражение/Установка правил;
  5. Целеполагание/Ароморфоз.

3- и 5-базисы наиболее активно используются в ТТС/ТК в силу сбалансированности, относительной экономичности и высокой мощности. Следует помнить, что любой процесс можно разложить в базисе всякой арности, получая модель соответствующей общности и сложности.

Надо заметить, что пентарный базис вполне популярен в науках без особого теоретического обоснования (которое можно найти для унарного или бинарного, чем является диалектика): например, 5 уровней зрелости процесса в модели CMMI, или 5 компонентов кибернетической Модели Жизнеспособной Системы (С.Бир) являются превосходными иллюстрациями того факта, что когнитивные процессы без всякой явной синхронизации работают одинаково.

Регулирование мироповедения в 5-базисе

Излагаемый метод подразделяет факторы, влияющие на мироповедение, на категории в 5-базисе, на 5 нечётких областей в деятельном спектре. Из этих обобщённых контуров управления деятельностью объекта так же можем получить 5 соответствующих моментов поведения. Механика работы этих контуров основывается на различаемых типах усилий.

  1. Абиотический контур.
    В смысле определения границы организационной сложности открыт снизу. Вся сумма сил, начиная с гравитации и электромагнетизма, действующая на организм индивида и группы, как на физико-химическую структуру или волновой пакет. Этот контур управления «неживой» материей, здесь человек находится на одной плоскости с облаком или камнем, как часть единой волновой Вселенной, окрестность в её фазовом пространстве.
  2. Биотический контур.
    Влияние биогеоценоза и рамок собственной физиологии, включая генетически-обусловленные комплексы управления. «Растительный» контур, способный к биологическому росту, онтогенезу и филогенезу, способный регулировать протекание абиотических процессов в своём организме и окружающем биогеоценозе.
    Биотический контур деятельно формирует биосферу, опирающуюся на абиотические процессы среды.
  3. Социальный контур.
    Условия и усилия, создаваемые социумом, как организованной совокупностью особей. «Животный» уровень управления, реализующий правила взаимодействия особей в коллективах, и тем регулирующий протекание биотических процессов.
    Деятельность социального контура формирует социосферу. В рамках данной работы она определяется как

    1. пространство общественных отношений;
    2. совокупность правил организации коллективной деятельности;
    3. общность структур, созданных по этим правилам.
  4. Когнитивный контур.
    «Человеческий» уровень высшей рефлексии, контур коррекции правил социального поведения через создание на шине коммуникации развитых знаковых систем.
    Конструирует ноосферу, именно как пространство разума и рационального знания, открытую семиотическую среду, функционирующую как инструмент и агент управления правилами построения социосферы.
  5. Высших аттракторов контур.
    Граница относимой к данному контуру организационной сложности открыта сверху. Включает в себя механизмы регулирования структуры самого человеческого сознания, перцептивного и рационального синтаксиса, а также весь спектр надчеловеческих регуляторов.
    Отношение к низшим контурам можно определить как «управление целями».

Читайте также:

комментария 4

  1. Лев:

    Жуть.
    Вы хоть понимаете, что уже на 1-мерном пространстве, где существует лишь Единое,Целое ,Абсолют,надо немалую подготовку мышления иметь дабы воспринять подобную абстракцию?А уж до следующего добираются единицы.А там взаимодействие лишь пары сущностей надо понять.Свободно уже оперируя понятиями Целого и переходов в нём и вовне, рассматриваемых сущностей,умея определять и переопределять их во взаимодействии. Что же можно сказать о более высоких уровнях?!
    Вы для кого всё это пишите?Причём, как я понимаю, подобные тексты лишь пояснение к более продвинутым, основным изложениям темы..хотите успеть уйти на бесконечность и быстро вернуться?Ни у кого ещё не получалось.То есть некоторые вроде как туда добирались, а вот обратно.. ладно,не моё дело.Пишите, буду иногда заходить..

  2. а кстати о нумерологии неплохо сказано.. это все издревле пришло в нашу жизнь

  1. 2016-06-01

    […] же рассматривать процесс эволюции в соответствии с теорией базисов, то видно, что выкладки и Гараедаги, и Амплби […]

Добавить комментарий для ЛевОтменить ответ