Лаборатория технологий вычислительного права
1
Технологическая трансформация правовых практик, известное как движение Legal Tech, не сводится только к автоматизации работы юристов, «робот-юрист». Технологизации и автоматизации могут подлежать почти любые стыки социальных или деловых практик и правовой сферы. Однако, разработка и внедрение решений в каждом случае сопряжены с трудностями разного характера, разной стоимости и разной прибыльности.
При этом, вход технологий, в том числе искусственного интеллекта, в область права уже состоялся и это присутствие будет только нарастать. Рынок предложений, однако, только начал оформляться — есть большое поле возможностей.
В более широкой перспективе можно показать, что LegalTech станет одним из ключевых факторов не только рыночной, но и социальной трансформации. Право, закон, соглашение — эти понятия и практики находятся в культурном ядре цивилизации. Изменения и в исполнении, и в понимании закона и соглашений, которые приносят технологии, будут оказывать сильное воздействие на социальные, политические и экономические порядки — уже не через рынок, а как часть социальной инфраструктуры, социального контракта.
Инвестиции в правовые технологии могут иметь стратегические последствия, сравнимые с инвестициями в образование, оборону или генную инженерию.
В данное время в Беларуси, России, Украине существуют некоторое количество стартапов или компаний с более-менее устойчивым бизнесом, которые занимаются отдельными темами LegalTech, получением прибыли от различных простых пока схем автоматизации права. В отличии от ряда стран Запада, ни один университет здесь пока не создал научно-исследовательского центра или хотя бы лаборатории по изучению вычислительного права. Пока что изучаются только вопросы правового регулирования технологий, но не вопросы технологической поддержки права.
2
Создание в Минске исследовательской лаборатории, которая бы была способна проводить систематичные исследования и разработки в данной теме, могло бы стать импульсом к активизации и в этой технологической области. Предполагается реализовывать по возможности три взаимосвязанные и взаимоподпитывающие программы:
Бизнес
- Находить и описывать ситуации взаимодействия бизнеса и права, где есть возможность для технологизации;
- Прорабатывать такие ситуации, как точки роста: какие решения нужны и возможны, сколько могут стоить и какие результаты приносить;
- Находить наиболее перспективные точки роста и запускать коммерческие инженерные проекты для получения прибыли с опорой на инвестиционный капитал;
Социум
- Исследовать социальный контекст: как технологизация права может и будет изменять общество, государство, этику и культуру;
- Определять риски и возможности внедрения правовых технологий в общественную и государственную практику;
- Искать места приложения технологический решений, которые могут изменить те или иные отношения в благоприятную сторону;
- Запускать реализацию социальных проектов с опорой на краудфандинг или другую общественную поддержку;
Технология
- Технологические архитектуры для решения тех или иных задач;
- Инвентаризация существующих решений, подходов, инструментов;
- Прототипирование;
3
Устойчивая работа требует достаточного количества мотивированных людей и их специализацию. При старте с нуля, всё держится на энтузиазме, однако без поддержки и результатов, энтузиазм быстро выгорает. Чтобы избежать этого, уже на начальном этапе необходимо более или менее чётко определить цели работы, результаты в виде артефактов, событий, прототипов.
Первым приоритетом, однако, является поиск мотивированных и ответственных людей, желающих и способных заниматься этой темой. Рекрутинг может или должен быть одной из обеспечивающих активностей со своими результатами.
Список важных компетенций можно начать со следующих позиций:
- юристы, заинтересованных в такой работе;
- предприниматели и менеджеры, вовлечённые в рыночную практику и имеющие представление о насущных проблемах с правом;
- разработчики в области технологий ИИ, машинного обучения, датасайенс