Принцип подчинённости философии
Философия Действования, как область деятельности, явным образом полагает собственное подчинённое положение по отношению к деятельности более высокого организационного порядка, осознавая свои границы и решая только те задачи, которые предписаны этим положением. Поэтому, явно формулируется Принцип подчинённости [философии]:
Философия, как рациональная дисциплина, предназначена для управления человеческой активностью определённого порядка сложности, и подчинена контурам более высокого организационного порядка надрациональной природы.
Этот принцип в том числе ограничивает число вопросов (но не число ответов), которые философия может перед собой ставить и определяет место философии в деятельном человеческом существовании. Смысл ограничения включает и необходимость в модерации интеллектуальной работы, связанной с абстракциями процессов, находящихся далеко вне зоны ответственности; в осознанном управлении неизбежным рациональным галлюцинированием; в отфильтровывании из философского дискурса замкнутых на самих себе концепций.
В частности, Принципом отсекаются вопросы вида «зачем существует Вселенная?». Любой интеллектуальный ответ на него должен специфицировать некую цель, и это указание, как жест, должно некотором существенным образом скорректировать человеческую деятельность. Но человек не в состоянии как-либо корректировать свою деятельность относительно аттрактора такого масштаба, потому ответ на подобного рода вопросы — может быть лишь эмоциональным регулятором, выражающим чей-то онтологический оптимизм или писсимизм. Но Философия Действования — рациональный, а не эмоциональный инструмент, потому такие вопросы ставятся вне закона.
Вопрос «как существует Вселенная?», однако, не попадает под отсечение, т.к. настаивает на создании некой аналитической картины мира, предположительно, практически полезной, даже при том, что человеческое понимание вселенской механики ничтожно на фоне космических величин.
Работа с надрациональными контурами управления человеческим существованием может так или иначе отражаться на конструкции концептуального поля, но лежит вне рационального дискурса. Это, однако, не означает исключение данной работы из спектра человеческой активности.
Рацио видится тактическим инструментом выживания человека*, развившийся по необходимости в определённую геологическую и космическую эпоху. Достаточно эффективным инструментом выживания, становления и превозхождения, если его развитие, стартовавшее от примитивов, достигло масштаба влияния на планетарные процессы. Это давно сделало его значимым для той окрестности, в которой пребывает человечество. Тем не менее, рацио – всего лишь небольшая часть механизма саморегуляции расы, и параметризуется объемлющими контурами регулирования. Интеллект принципиально слишком слаб для того, чтобы охватить управление всем спектром процессов в любом организме, ему выделен лишь узкий интервал, где управление на дискретной и окололинейной основе имеет ценность.
Вне зависимости от того, насколько кто-либо в некий момент времени расположен к интеллектуальному принятию позиции о подчинённости разума, разум изменяется, принимая форму, диктуемую высшими регуляторами. Наступи сейчас по каким-то причинам новый ледниковый период, существенное падение температуры (процесс в абиотическом контуре) повлияло бы на физиологию человека (биотический контур)(см. «Введение в теорию базисов), которая начала бы пытаться приспосабливаться к ситуации; общественное устройство (социальный) получили бы импульс к пересмотру отношений; и способ понимать мир, форма рациональности (когнитивный контур) существенно изменилась бы. Но даже в том, чтобы эмоционально или рационально отвергать концепцию высшей управляемости, есть свой смысл для эволюции социума и сознания, т.к. добавляет некоторое разнообразие опыта.
Рацио, как любой инструмент, должен быть развит в свой максимум, и в перспективе должен быть превзойдён чем-то более совершенным и мощным, как это случилось с растительной физиологией или животной социальностью. Модус настоящего времени требует осознанного введения в рациональную механику идей, которые должны служить эффективным мостом обмена сигналами регулирования с верхними, надрациональными контурами (См. Идея высшей силы в эволюции разума).
* Достойный внимания взгляд на эту проблему присутствует в Докинз Р. Эгоистичный ген.
Молчание-золото.(С)Это я о своём.
Превосхождение, видимо есть пересечение неким процессом граничного уровня Целого, в котором процесс был определен, и соответственно выход на данный , новый уровень с переопределением самого процесса,а также целей и способой дальнейшего развития данного процесса относительно уже нового уровня,так?