Схема теоретических представлений о времени и пространстве

В философии существуют несколько теорий времени, где теоретики пытаются найти форму осознания нестатичного мира. Вариантов вопросов и ответов достаточно много. Описать всю совокупность их – крайне тяжёлое и небезопасное занятие. Ниже представлен короткий список наблюдаемых в европейском контексте (Wikipedia approved) тематик и теорий. Исключены масса мелких (на полтора теоретика) вариаций, а также концепции, получаемые из путаных физико-логико-математических выкрутасов, недоступных простому смертному.

  1. Отношение с сознанием
    • Реализм – время и пространство существуют объективно, независимо от сознания;
    • Анти-реализм – объекты существуют объективно, время и пространство несубстантивны;
    • Кантианство – время и пространство трансцедентально идеальны, но эмпирически реальны, в этом для нас трансцедентальное единство апперцепции;
    • Идеализм – всё есть иллюзия, или время есть иллюзия, или время противоречит логике, потому что известные автору описания времени противоречат логике;
  2. Вопрос об определённости
    • Детерминизм – всё определено полным набором причин;
    • Индетерминизм – есть события, у которых причин нет, есть «свобода воли» сама по себе;
    • Фатализм – у детерминизма есть ещё и План, некая высшая сила, высшая причинность, судьба;
      • Строгий фатализм – определено всё;
      • Нестрогий фатализм – определены только некие ключевые события, между какими – свобода неопределённости;
  3. Вопрос о положении
    • Абсолютизм – время и пространство есть абсолютные объекты со своей реальностью;
    • Релятивизм – время и пространство есть отношения между реальными объектами;
      • Конвенционализм – пространство и время определяются измерительным соглашением, координатным определением;
      • Теория относительности –объекты движутся по мировым линиям в геодезии искривлённого гравитацией пространства-времени;
  4. Вопрос о направленности времени
    • Необходимая каузальность – события направлены из прошлого в будущее, определяют друг друга по цепи и необратимы;
    • Термодинамическая невозможность – энтропия закрытой системы только растёт, потому обратимость времени невозможна;
    • Статистическая возможность – обратимость очень маловероятна, но статистически возможна (а вдруг?)
    • Квантовая невозможность – некоторые процессы в квантовой механике темпорально ассиметричны (например, процессы со слабым взаимодействием), а потому и всё остальное так же необратимо;
  5. Отношение времени и свободы воли
    • Инкомпатибилистский детерминизм – всё определено полным набором причинно-следственных связей, свободы воли нет;
    • Компатибилистский детерминизм – всё определено полным набором причин, но свобода воли есть, потому как определяется как совокупность внутренних мотивов, что, по утверждению, существенно меняет дело;
    • Инкомпатибилистское либертарианство – полная свобода воли, никакой предопределённости;
  6. Отношение времени с пространством
    • Презентизм – пространство 3х-мерно, время представляет собой лишь модификатор. Реальность есть только у настоящего, прошлое и будущее не имеют реальности;
    • 4-дименсионализм – время и пространство есть равного статуса мерности;
      • Этернализм (традиционный оппонент презентизму) – пространство-время существует и в прошлом, и в настоящем и в будущем, Вечность реальна;
      • Теория растущего блока – пространство-время растёт, прошлое и настоящее есть, будущего ещё нет;
      • Теории А-, Б- и С- серий – есть только три позиционных описания времени (серии)
        А – серия позиций от прошлого через настоящее к будущему,
        Б – серия от ранних к поздним,
        С – серия порядка следования событий
        (автор, МакТаггарт, логически доказывает, что эти описания логически противоречивы, других нет, а значит и времени нет);
  7. Вопрос о конечности времени
    • Темпоральный финитизм – время конечно;
    • Темпоральный инфинитизм – время бесконечно;
  8. Вопрос о темпоральной идентичности
    • Пердурантизм – объекты существуют целиком в вечности (4-дименсионализм), а то, что существует в каждый момент времени – это их темпоральные части;
      • Червячная теория – существующие объекты протягиваются сквозь пространство-время, что графически похоже на червяка (см. рисунок (с) Matthew West);worm-theory-west
      • Эксдурантизм – объект существует только сейчас, но связан некими связями (Сайдер – «модальные отношения эквивалетности», Хоули – «неюмовские (non-Humean) отношения», то бишь непозитивистские) с другими темпоральными экземплярами, что позволяет говорить о некой время-пространственной общности с неясным статусом;
    • Эндурантизм – объекты существуют целиком в каждый отдельный момент времени, и неким образом отличны от реальности в другие моменты, хотя, возможно, всё это продолжается вечно;

Дискуссии на счёт времени-пространства, несмотря на кажущуюся выхолощенность, практически полезны – ряд теоретических построений нужны и реализуются в качестве системно-инженерных концептов, применяются для архитектурного описания и моделирования сложных, протяжённых во времени систем (4-дименсионализм ISO 15926).

Если рассматривать теории из этого списка с конструктивистских позиций, или, лучше, с позиций управляемой эпистемологии, можно видеть, что дебаты на данный счёт представляют собой очередной плацдарм сражения с ветряными мельницами знания, построенными – не буйной фантазией, как у Дона Кихота – а рациональной активностью с неуправляемой (или интуитивно изменяемой) когнитивной конфигурацией.

В этой конфигурации присутствуют несколько практически железобетонных ограничений:

  1. Установка на нахождение истины, при чём единственной. Онтологической – узреть «истинную реальность» и эпистемологической – найти теорию, верно отражающую эту реальность.
    • Реальность и истинность – близнецы братья. Если мы можем это зафиксировать эмпирически либо логически, это истинно. Впрочем, в последнее время разрабатывают «виртуальные реальности», где не всё так однозначно.
  2. Объектный когнитивный синтаксис, с вариациями. Откуда следуют, как минимум
    • Склонность к реификации концептов или логических схем: пока не превратишь нечто в объект, думать о нём невозможно.
    • Реальность/Вселенная как объект. Единственный либо множественный (многомировая интерпретация), априорный либо иллюзорный – сути особо не меняет.
    • Склонность строить иерархии объектов has-a и концептов – таксономии is-a.
    • Необходимость везде искать и формализовать парадигмальные объектные характеристики, их формальные отрицания и отношения, а потом, естественно, объективировать их. Как в случае с конечностью/бесконечностью или дискретностью/непрерывностью пространства и времени.
  3. Тяжелейшая зависимость от языка – формального (логика и математика) или неформального (философский дискурс). Графические средства выражения, инструментального приложения и развития концептов относительно редки;
  4. Нерефлексивность. Попытка осознать себя (в том же скорее-объективистском ключе) выводит построения за рамки теорий в гносеологию/эпистемологию, и этот переход меняет структуру дискурса, обрывает либо переопределяет связи. Попытки смешивать и то и другое смотрятся эклектично и диковато.

Можно выделить параметры этой конфигурации, вариации в сочетании которых и задают фазовое состояния конкретных теорий, а ограничения на аргументы задают конус возможных вариаций. В сыром виде, параметрами можно назвать вопросы, находящиеся в первом вышеприведённом списке на первом уровне. Работа теоретиков состоит в том, чтобы

  1. инстинктивно нащупывать ещё какой-нибудь параметр (это научный прорыв);
  2. определять возможную вариабельность через частную аргументацию параметра, разработку конкурирующих по данному параметру теорий (существенный вклад);
  3. накапливать эмпирику и/или доказательную (в рамках аксиоматического основания логики) базу (черновая работа);
  4. упорядочивать вариативность, структурировать аргументы и теории – эпистемологическая компаративистика (обзорные работы).

Концептуализировать типы и параметры когнитивной конфигурации, и тем нарисовать карту развития представлений – наличную и возможную, можно только с позиций достаточно способной для этого теории превозходящего порядка. Для доконструктивистских теорий это невозможная задача – не хватает параметров и нужно следовать правилам. Требуется нарушить не несколько, а сразу все правила, и ввести несколько новых параметров – но это слишком большая перегрузка, с такими скоростями инертные научные институты и сообщества не работают.

Конструктивистские теории могут это сделать, вопрос в качестве и расходах (на конструирование). Предполагаю, что телеономическая/телеокибернетическая установка как раз позволят сделать это в достаточно компактной и качественной форме. Получение такой модели – путь к управлению когнитивным развитием и отдельных концепций, и всего общества.

Ну и сами представления о времени получают новую размерность, с учётом конструктивистских и телеономических величин. Возможно, только с такими инструментами можно внятно работать со временем – когда от самого понятия времени, собственно, уже ничего не остаётся, кроме параметризованного операционального конструкта. Если начинать не с главного вопроса Философии Созерцания – вопроса о существовании и истинности, а с главного вопроса Философии Действования – вопроса о цели и реализации, то необходимость многих отнимающих интеллектуальные силы концептов становится очень сомнительной. Для конструктивистски мыслящего теоретика обильные теоретизации вокруг времени-пространства становятся столь же имеющими смысл и ценность, как рассуждения о количестве ангелов на кончике иглы, богочеловечности Христа или непорочном зачатии для неопозитивистского физика.

Кастанеда в своих книгах приводит шаманистическую интерпретацию времени: время, как и пространство  – это способ организовывать поток восприятия особым для некоторого класса существ способом. Но и эта блестящая конструктивистская интерпретация ещё недостаточна.

Есть предельно общие вопросы: Зачем нам время и пространство? Зачем нам понятия времени, пространства и пространства-времени?
И есть общие ответы: чтобы организовывать действие, универсальное и личное, на предельно общих (для класса существ) основаниях.

Если мы хотим организовывать свою деятельность неким другим образом, который был бы адекватен новому классу реальностей, нам нужны новые концепции пространства и времени. Что по сути открывает эволюционную дорогу  — к переход в другой класс существ.

Читайте также:

Добавить комментарий