Стек абстрагирования управления
ВС: В чем особенность «эпистемически управляемой онтологии»?
Онтика — объектный инвентарь, модель объектов-свойств-отношений обычно. Она абстрагирует практику. Первый уровень абстракции.
Онтологически управляемая онтика — это когда для этой модели есть метамодель: концепты, обобщающие онтику. Второй уровень абстракции.
Концепты часто представляются в виде других объектов, например, прямоугольничков на диаграммах или кластера векторных эмбеддингов. А как ещё — мы ж любим объекты. И это путает людей сильно — проблема реификации. Но смысл в том, что онтологических объектов (концептов) меньше — ведь происходит редукция разнообразия, чтобы затолкать большее разнообразие в наше маленькое окно внимания, ради чего вся эта антисложная машина и работает.
При онтологической редукции разнообразия группы конкретных объектов замещаются концептами, а также определяются протоколы генерализации и специализации, движения внимания между двумя моделями разных уровней абстракции. И хорошая онтологическая управляемость заключается в том, что использование онтологии и этих протоколов, концептуальной модели вместо объектной, не приводит к существенному падению управляемости на уровне конечных практик.
Эпистемологическая управляемость — тот же манёвр на следующем этаже. Над онтологическим протоколом мы строим эпистемологический протокол, а над концептами — эпистемические конструкты. Как и выше, эти эпистемические конструкты сначала представляются в виде концептов — ведь мы выдрессированы в концептуальном/категориальном мышлении, и потом в объектах — которые мы любим. И это путает людей ещё сильнее.
Эпистемическая управляемость онтологии — это когда у тебя есть ещё одна метамодель, которая метаонтология или метаметамодель. Она позволяет сделать ту же самую редукцию с теми же самыми задачами — устойчивое управление конечными практиками. Эпистемическая управляемость нужна потому как разнообразие объектов-свойств-отношений зашкаливает, а тут ещё и зашкаливает разнообразие концептов с их отношениями (мы ж их тоже как объекты понимаем — любовь зла), и нужно что-то делать. А делать мы можем только редукцию.
И вот наконец — эпистемологическая управляемость, когда мы пытаемся подчинить эпистемический протокол другому эпистемическому протоколу, который в своей специфике становится эпистемологическим, чтоб два раза не вставать. Такая самоприменимость — проблема, ибо наращивать уровни вида метаметаметамета уже нельзя, а управляемости хочется. Три — священное число, на большее количество уровней у нас места в мозге нет, ресурсное ограничение.
Управляемая эпистемология — это такой самоприменимый эпистемический/эпистемологический протокол, обеспечивающий устойчивость конечных практик агента.
Список выше и описывает стек абстрагирования управления.