Короткая yet another формулировка одной из главных проблем, которые решает Управляемая эпистемология. Один из предыдущих подходов к снаряду — в статье "Алхимическая проблема эпистемологии".
1
Протоколы и архитектура человеческой рефлексии, нашего мышления, развивалась, наследуя животные формы, сочетаясь и опираясь на них. Не смотря на заметный прогресс, например, в уровне аппарата абстрагирования, многие базальные схемы de animali вполне актуальны по сей день. И речь не только, например, о паттернах телесного движения или сексуальных ритуалах, а о гравитации, которую паттерны животной рефлексии имели и имеют в отношении человеческих когнитивных приобретений.
2
На заре становления мышления человек, приобретя ряд важных когнитивных практик, развив планирование и обобщение до некоторого уровня, институализировал это в ритуалы церемониальных похорон, понятия "загробной жизни" или божественного присутствия. Даже не углубляясь в когнитивную механику сего, можно заметить, что эти представления об абстрактном размещены в привычных объектных схемах с пространствами (рай, ад), формами времени и каузальности ("мир из яйца" утки, курицы, птица Бену — кому что ближе), населённостью (зооморфные и антропоморфные метасущества).
Протокол, оперирующий знакомыми, разделяемыми в социуме понятиями и схемами является доступных интерфейсом к генерализациями более высокого порядка и предоставляет аффордансы для управления этими более абстрактными протоколами с помощью менее абстрактного. Простая уздечка для управления сложной лошадью.
Очевидно, что такой манёвр, имеет проблемы с потерей управления. При том, что само его наличие в течении сотен и тысяч лет говорит о достаточно широкой частной его полезности.
3
Современный постмодерновый рацио, если сильно обобщить, не вдаваясь в тонкие различения, в значительной мере наследует уже более развитой форме мышления. Скажем, аристотелианской: мы явно и неявно разделяем многие схемы ещё с древними греками, заслуга которых ещё и в том, что их они смоги зафиксировать свою философскую рефлексию в доступном нам и большом корпусе текста.
В настоящее время мы имеет ситуацию, похожую на те, что происходили с человекам несколько раз в течении предыдущих сотен тысяч лет (датировки начала этого бега варьируются): аппарат рефлексии развился, чтобы имеет более высокую способность к генерализации, но средства выражения, протоколы доступа к абстрактному используются из предыдущей эпохи.
Нынешние "философии Бытия", "философии сознания" и пр. — это проекции сильно более абстрактных протоколов, к которым у человека уже есть аттенциональный доступ (возможно фокусировать деятельное внимание), на имеющиеся в наличии концептуальные средства. Метаконструкты сейчас уже концептуализируются не в виде речных нимф и олимпийских богов; не в виде бога с физическим телом (за то с метафизическим), но эмоционально человекомерным; но в виде уже модерновых и постмодерновых философских схем. Для находящихся внутри этого яйца рациональности они самозамкнуты им всё, что доступно — это рекомбинации, регенерализации, дедуктивные и индуктивные конструкции на общей и ограниченной платформе.
Привлекательность — в социальной прагматике: в понятности, быстром размещении в общем понятийном, дискурсивном поле, в опознании теоретических мест, генетики и конфигураций, в обосновании бюджетов на исследования. Проблема — в убывании полезности относительно концепутализации целевых практик всё более сложного общества.
Текущий философский протокол с его попытками преодолеть асимптоту похож на стремление жрецов Зевса объяснить принципы паровой машины интригами Гефеста и Афины против Нептуна. Опознаваемый дискурс, социально приемлемо, бесполезно для паровой машины.
4
Миссия Управляемой эпистемологии в том, чтобы постепенно освобождаться от философских камланий и танцев с бубном вокруг истуканов Модерна и Постмодерна, вроде Бытия, Сознания, Истины. Но не для того, чтобы заменить их на иных богов — сохраняя протокол — например, вводя некие синтаксические выверты вроде "Инобытия" или "Метасознания"; а в том, чтобы преодолеть эпистемические протоколы, где подобные конструкции конструируются, транслируются, используются и социализируются. Вводя протоколы другой мощности и способности.