Пять уровней сложности теории

В приватной беседе один знакомый эксперт сообщил, что не понимает, о чём в некоторых непростых текстах идёт речь, и что в них «не хватает конкретики, за которую можно ухватиться, нет субъекта и объекта». Проблема на нова, и указания на сложность и «неконкретность» аналогичного рода текстов возникают постоянно. Размышления на этот счёт привели меня к нескольким выводам:

  1. Тексты высокого уровня абстракции необходимы, ибо дают возможность относительно компактно выражать сложные вещи. С компактными изложениями проще работать.
  2. Понижение уровня абстракции теорий, например, до «субъект-объектного» уровня и ниже, так же необходимо. Качеством высокоабстрактных, общих текстов можно считать в том числе способность легко отражаться на более простые, частные теории, с неизбежной потерей мощности, но с сохранением полезности и смысла.
  3. Между теми, кто работает с  высокоабстракными теориями, и теми, кто работает с низкоабстрактными теориями, существует рассогласование и недопонимание. Чтобы устранить или уменьшить это непонимание, и тем и другим стоит осознать эту проблему в конструктивном ключе, признавать необходимость во всём спектре теорий, от простых до сложных, и знать методы сопряжения их в сколь-нибудь непротиворечивые комплексы.

В качестве примера можно привести следующее.

Архитектор оперирует чертежами, архитектурными нормами и формулами сопромата. Его теории абстрагированы от конкретного места, материала и личностей работников, но именно с помощью этих абстракций, хранящих опыт поколений, он создаёт конкретный проект в конкретном месте не с чистого листа. Каменщик укладывает кирпичи, и его теории просты и представляют из себя наставления и инструкции. Архитектор должен быть способен донести каменщику как смысл строения, так и роль укладки камня в данном строительстве. При этом, вряд ли каменщик сможет ясно понять, откуда берутся те или иные архитектурные решения, пока не осознает объемлющий контекст, и не пройдёт курс обучения. Поэтому, от него требуется признание необходимости следования проекту, а так же признание наличия смысла в архитектурной работе вообще.

До тех пор, конечно, пока каменщик в принципе доверяет архитектору и прорабу.

Представляется, что для всего спектра теоретизаций (от каменщика до архитектора), которым пользуются для выражения знания, можно определить пять уровней представления или пять уровней нормирования сложности теории. Это не просто пять способов, а именно пять уровней растущей сложности, повышающегося порядка абстрагирования. Каждый следующий надстраивается над предыдущим в плане организации теоретической работы.

1. Инструктивный или директивный.

Данный уровень содержит инструкции, указания к действию, привязанные к непосредственно доступным для целевых исполнителей моторным ситуациям.

Уничтожаем буржуев, захватываем банк, телеграф и вокзал.
Рабочим приказывается работать 12 часов в сутки.
Налог повысить до 15%.

Уровень абстракности самый низкий, эффективность тактического управления самая высокая. Разнообразие вариантов исполнения директив минимально, что уменьшает ошибку управления. В то же время, требует больших усилий на разработку качественных инструкций для нетривиальных ситуаций. Так же, сложно буквально использовать такие инструкции в разных контекстах деятельности именно из-за их специфичности.

2. Феноменологический или атрибутивный.

Описание свойств, атрибутивная картина мира, фокусировка на качествах, общностях и различиях, позиционирование качеств в пространстве различения. Если данная картина достаточно хорошо организована и опирается на соответствующую инструктивную картину, то она может явно или неявно подразумевать действие.

Банкиры – кровопийцы.
Наша нация – самая великая.
Существуют два враждующих политических блока, плохой и хороший
.

Что может подразумевать, в зависимости от контекста, соответственно, погромы банков, националистические демарши и выбор личной политической лояльности.

Повышение уровня абстракции даёт более богатую вариациями перспективу действия, не определяя жёсткий конкретный сценарий исполнения. Но это же лишает её той самой «конкретики». Если человек, в силу бедности необходимого опыта, не может самостоятельно построить трансляцию с феноменологического уровня на инструктивный, то действия не происходит, и описание остаётся просто картинкой в сознании, даже при наличии мотива к действию.

Системологически, переход с инструктивного на феноменологической уровень осуществляется связыванием рефлексии непосредственного действия с атрибутом. Сумма атрибутов даёт феноменологическую картину мира, которая может быть до-объектной, т.е. может быть невозможно по сумме качеств чётко сфокусировать теоретическое или практическое внимание на объекте. Особенно чётко это видно в феноменологии сложных структур, таких как «нация» или «цивилизация».

3. Субъект-объектный или исторический.

Теоретизация субъект-объектных или объект-объектных отношений, превращение статичной феноменологической картины в динамичную историческую. Совокупность атрибутов собирается в исторические объекты и картину их отношений.

Большевики начали продразвёрстку и изъяли хлеб у крестьян.
Германия напала на Советский Союз, который был союзником Англии.
Мама мыла раму.

Сознание, спосообное вместить связную историческую траекторию, а не только отдельные картины, способно учитывать ещё большее разнообразие действий, а так же, что наиболее важно и что является определяющим для данного уровня – способность упорядочивать это разнообразие в соответствии с историческим опытом и субъектной позицией. Это значит, что человек, способный оперировать на данном уровне теоретизации, способен просчитывать действия и мотивы различных субъектов на основании исторического матриала, перемещаясь между точками зрения, а не просто занимая укоренённую в себе единственную позицию наблюдателя.

4. Концептуальный или собственно-теоретический.

Теоретизация правил и мета-правил. Обобщение исторического материала в концепты, что позволяет применять данные абстрактные паттерны вне узкого исторического контекста, который их породил. Знание, при переходе от фактов к законам, становится более компактным и мобильным, но при этом ещё более теряется «конкретность», т.е. возможность непосредственного развёртывания в действие. Для исполнения концептуальных программ требуется  явное или неявное выстраивание всех остальных трёх теоретических уровней.

Национальное государство испытывает сложности в эпоху глобализации.
Централизованная власть имеет существенные недостатки по сравнению с субсидиарной структурой.
Геополитическая неоходимость состоит в контроле за нефтяными запасами.

5. Телеономический

Концептуализация целей. Наиболее абстрактное представление необходимых состояний и ситуаций, без фиксации концептуальной, субъект-объектной и прочих картин. В выразительном смысле этот уровень может быть схож с инструктивным, т.к. выражается скорее в целеуказаниях. Но кардинальное различие заключается именно в уровне абстрации.

Мы должны победить.
Наша цель – коммунизм.
We must secure the existence of our people and a future for white children.

Потеря теории в «конкретике», что растёт с каждым уровнем, даёт возможность актору при выработке непосредственного действия более свободно приспосабливать все остальные нижележащие уровни к именно той ситуации, где теория реализуется в конкретном порядке операций. Директива даёт минимум свободы и понимания. Целеуказание не определяет даже концептуальную схему решения, оставляя её на произвол исполнителя до тех пор, пока реализация целей успешна.


Следует помнить, однако, о следующих моментах.

  1. Для выражения любого уровня теории мы используем язык, и в нём можно обнаружить прилагательные-атрибуты, существительные-объекты и глаголы-директивы. Теорию полагает на тот или иной уровень не наличие тех или иных слов в тексте, некая лингвистическая норма, а уровень теоретической абстракции поведения или норма порядка абстракции. Масштабирующей мерой тут может служить как раз моторная инструкция: для одного контекста «захватить банк» — это атомарное и понятное, не требующее мотивов и концептуального обеспечения действие, а для другого – это не более чем абстрактная цель, требующая всестороннего обоснования и проработки до изложения уровня «стой здесь, беги туда, потому что».
  2. Скорее всего, любая нетривиальная конкретная теоретизация в большей или меньшей степени будет относится к двум-трём смежным уровням, и определить, где находится её «центр тяжести», может быть непросто.

Смысл данной классификации уровней сложности теории может заключаться в следующем:

  1. Позиционирование теории в ряду указывает на её организационный горизонт. Сложно ждать способности организовывать полиэтнические массы от директив, привязанных к месту, времени и действующим персоналиям, хотя именно такая конкретика и обеспечивает успех в каждом конкретном случае. Зеркально, не стоит рассчитывать на бурную работу на основании абстрактных документов, если остальные уровни не простроены явно или неявно.
  2. Выбрав адекватную опорную меру масштаба поведения, без особого труда можно сопоставить данные уровни с социальными и политическими структурами: этносом, нацией, цивилизацией и пр. Соответствено, попытка протолкнуть на цивилизационный уровень феноменологичную теорию уже будет может быть измерена и квалифицирована как ошибочная не интуитивно, а метрически.
  3. Для экспертов, работающих на разных уровнях, знание о них будет полезно для контролируемого сопряжения теорий. Стремление втиснуть разномасштабные описания в одну теорию может быть похоже на совмещение Специальной Теории Относительности с призывом «Уходя из лаборатории, гасите свет». Разобщённость же теорий, или сопряжение только на интуитивном уровне, уменьшает совокупный КПД от производства полезного знания.

Читайте также:

комментариев 8

  1. Лев:

    «Представляется, что для всего спекта теоретизаций (от каменщика до архитектора), которым пользуются для выражения знания, можно определить пять уровней представления или пять уровней нормирования сложности теории.»
    Да уж.Не зря т.Сталин вроде как говорил,что отсутствие теории нас погубит.
    Вот почему у Вас пять уровней а не четыре или шесть,например?Ведь скажем дорога, начинается с первого шага,почему надо определять пять шагов или пять этапов этого шага?Проблема стара как мир,и мало мальски знакомые с классической философией(не Ницше или Камю,упаси Бог) знает что в самом общем виде это проблема познания субъектом(ми) объектного (предметного) мира и себя в нём.И не отвечая на самые общие вопросы начинать рассуждать о менее общих бессмысленно будет в итоге.Нет основания.Зачем начинать говорить о расах, не определив человека и Род его?В чем смысл славянской или там арийского расовой философии Вы берётесь рассуждать,так рассуждайте как она соотносится развитием человечества вообще.Покажите в ЧЁМ Абсолютная цель.И т.д.Вот Маркс оказал медвежью услугу марксистам,»перевернув философию Гегеля с головы не ноги».А ведь тем самым он убрал Абсолют, как Основание и, соответственно, Цель ЛЮБОЙ понятийной базы,на которой и может только разворачиваться теория во всех своих частных приложениях. А иначе, неизбежно «есть только то, что дано нам в ощущениях» и здравствуй постмодернизм..

  2. Лев:

    И читал и помнится писал Вам.Пара лет прошла,однако.Вас уже и молодым-то философом скоро перестанут называть, пора бы более-менее серьёзный продукт предьявить,своего мыслетворчества.Если всерьёз относитесь к собственным сочинениям.
    «циклическая возгонка материи из менее организованного состояния в более организованное..»-вот ЭТО, Ваш предельный императив,в ДВИЖЕНИИ,хотя элементарная логика,Вам видимо неведомая, что можно «двигаться» к Абсолюту или от него, но ОН сам есть Неизменное,Единое по определению.Детский сад,ей-Богу..Ладно,я не ругаться вообще-то пришёл,просто обидно когда,небесталанные люди микроскопом гвозди забивают,пусть и ловчее многих. Вы хоть понимаете, что декларируя «принцип подчинённости», упорно загоняете себя в ту же ловушку рациональности,в которой и находится современная западная философия с «высшей» её на сегодня формой-постмодернизмом?Эти начинали с отрицания гипотезы Бога(Абсолюта),а Вы хотите её(гипотезу) оставить в надзвёздных так сказать сферах, а тут на земле,мол и так разберёмся?Это вряд ли..

  3. Лев:

    1.»Книгу потом напишу, если буду жив».
    Да без вопросов,если ЕСТь о чём написать.Ленин тоже академизмом не страдал.Однако у него была готовая теория, на которую он и ссылался.Был предмет для диссуссии,хотя бы.
    2.»Отбросьте вы этот «абсолют», это очень бедная, узкая и нежизнеспособная концептуальная схема, давайте говорить в терминах момента действия. Там вам будет и ваш «абсолют», только не как чудо, а как инструмент. »
    Так дайте эти термины?!Если они работают,можно обойтись и без академизма,дайте в приложениях,НО предметно,наглядно!Вам про это только я говорю?И никакого «чуда» в понятии и использовании понятия Абсолюта для меня например нет.Рабочий инструмент философа,причем самый мощный из известных мне.Абсолют существует в поле смыслов,в сознании субъекта,и именно ОН позволяет БЫТЬ субъектом,то есть ставить собственные конечные цели в предметном мире, исходя из понимания высших смыслов бытия Сознания(Абсолютного духа),которые никак не соотносятся с проявленным,предметным миром непосредственно,но лишь через деятельность субъекта,Вот тут что-то похожее на Ваш предельный императив и проявляется.
    4.»Ваш «абсолют» для меня сейчас — разнообразие специального, которым я более или менее управляю.»
    Типа «дурной бесконечности»?Многие так понимали и управлять пытались.Ну я выше уже очертил рамки, в которых сознание работает с Абсолютными понятиями.И Вы, на каком-то своём уровне можете считать, что «управляете» и даже получать интересные результаты.Ведь одна из первейших задач философа в том и состоит, что бы «перевести» своё понимание в целенаправленную деятельность, но это означает вытаскивание,опредмечивание высших смыслов в повседневный мир..И тут никаких отдельных философий и взглядов, типа «я так вижу» быть не должно..максимум,могут иметь место разные интерпретации Единого, в зависимости от конкретных обстоятельств и выбранного метода продвижения к Единому,всё остальное, те или иные ловушки Хаоса..конечные смыслы проявляются в практике,высшие,бесконечные в сознании,а философия(классическая) ищет пути соединения..

  4. 1. Предмет дискуссии более чем есть, проблемы лишь с красивым текстовым оформлением. И здесь вопрос не только в том, чтобы «сесть, написать». Здесь особая эпистемологическая проблема: как уложить принципиально нелинейное понимание в форму цепочки знаков, которую человечество использует с момента рождения рацио. Когда и абстракции, и понимание, и соответствующая деятельность были относительно простыми, это работало. Сейчас, для выражения кофлексивных, контрафлексивных и контрарефлексивных позиций мышления даже гипертекст, как слабое приблидение к объёмности, плохо подходит. Надо разобрать икосаэдр, просунуть в щёлочку текста, и чтоб на той стороне его собрали как и було. Кто может собрать икосард из отрезков? Тот кто знает правила сборки. Нужно передать правила. Они тоже в виде икосаэдра. Приехали.
    Приходится пока довольствоваться частными отрывками и полагаться на внетекстовую передачу. Дальше будет видно.

    2. Ну так даю. Раз речь зашла о «собственных конечных целях», то встречный вопрос, предметно, наглядно: Вы можете отстроить телеономическую иерархию от вашего «Абсолюта» к «пойду за кефиром схожу», пригодную для масштабируемых социоинженерных приложений? Т.е. модульную, вариативную, специализируемую, управляемую, открытую? В каких терминах будете строить?

    Мой ответ начинается с теории базисов, Предельного императива, Троичной задачи и потом всякие топосы: варновые, этнические, социальные, географические и т.д. У кажджого «кефира» таким образом в телеономической реальности есть своё место, чётко увязанное с остальным контекстом своей частной целесообразностью: проекция момента действия на орты «выжить, победить, превзойти» в данной конкретной точке.

    3. Два момента:
    I) «Абсолютизация понятий» — это как раз «дурная безконечность». Понятие «безконечности» придумали в качестве интеллектуальной заглушки для ряда неудобных вопросов типа «а что стоит за самым конечным концом?», чтобы не отвечать «бог» или «а хрен его знает». Или в математике — как символ для лаконичности и симметрии в уравнениях, такой же как нуль или мнимая единица. Вы их не «опредметите», никак. Это концепции, нужные для покрытия издержек концептуального синтаксиса.

    Абсолют из этого же набора. Это ответ на вопрос «а что стоит выше самого высокого и общее самого общего». Сказать бы «а хрен его знает», но это неакадемично. Потому, говорят «Абсолют». Меня это не удовлетворяет. Это не работает для сложных случаев. Посмотрите выше в статье, субъект-объектный уровень — это третий из пяти. Незачем тянуть «объект» в уровни сложностю выше, чем он может быть эффективен, как когнитивный инструмент, связывающий внимание. «Опредмечивая» цели, вы уничтожаете необходимое разнообразие.

    II) Чтобы разговор о «Едином» имел какой-то смысл, нужно фиксировать этот горизонт общности. Человеческое сознание так организовано, что в любом состоянии имеет 1-базис, как и остальные. Но я говорю, что модерновое понимание «единого», как «единства сущего», «бытия самого в себе» или ещё как — это параметризуемые позиции мышления, их можно смещать. В наш век это достаточно просто наблюдаемо, т.к. можно накопать кучу философских моделей из разных этнокультруных сред, которые имеют содержательно и структурно разные «единства сущего».

    Если мы хотим пойти дальше такого рода единства, которое уже не единство, а множество, то нужны и другие концептуальные инструменты для этого масштаба. Мы здесь оперируем цельными, замкнутыми рациональными мирами. Инструменты для описания этих локусов плохо работают в объемлющем контексте. Там рацио либо вооще не работает, либо тоже работает, но несколько по-другому.
    И нужно уже не только слепо упираться в наличие «абсолюта» или наличие «ризомы», а проследить, откуда беруться необходимости вообще в наличии таких предметных или концептуальных констатаций. Теория базисов как раз тут и помогает.

Добавить комментарий для ЛевОтменить ответ